Весьма необычна история создания длиннобазных «Нив». Изначально автомобиль создавался как носитель агрегатов под перспективный минивэн (будущий ВАЗ-2120). Один ходовой макет – «Президент» - был трехдверным. Второй – «Консул» - имел маленькие технологические задние дверцы позади основных для водителя и пассажира, поскольку так было проще и удобнее загружать балласт на задние сидения. Водителей-испытателей постоянно донимали вопросами даже на трассе: «Что это?». Стандартным ответом-шуткой было: «Это версия для охотников, а задние дверцы для охотничьей собаки». Однако, будучи представлена на одной из автомобильных выставок в 1993 году, машина неожиданно вызвала интерес у покупателей и сама по себе, в результате, с апреля 1994 года в ОПП ВАЗа был налажен мелкосерийный выпуск длиннобазных «Нив» ВАЗ-2129 и ВАЗ-2130. Спрос был хорош и тысячный экземпляр «Нивы» был собран уже 15 февраля 1995 года (ВАЗ-2129 - цвет кузова «валюта», с бело-красной полосой по бокам кузова). А десятитысячная длиннобазная «Нива» в цвете аквамарин (тут, впрочем, в это количество уже входят и появившиеся пятидверные ВАЗ-2131) была собрана в ноябре 1997 года.
Удлиненные трехдверные «Нивы» выпускались в двух вариантах – ВАЗ-2129 и ВАЗ-2130. Внешне автомобили, получившие имя собственное «Кедр», были идентичны, оба имели удлиненную на 500мм вставку в середине салона (ее выдавал своеобразные «горб» на крыше машины) с оконным проемом, но различались в оформлении салонов. Если модель «2129» имела штатные сидения «Нивы», расположенные сзади все так же между колесными арками (отчего сидеть сзади втроем было все так же проблематично, но зато можно было как следует вытянуть ноги) и багажник прежнего размера, то «2130» получила сиденья от ВАЗ-2108 (заднее сиденье установлено перед колесными арками, в результате чего трое человек уже могли разместиться с большим комфортом - не мешают колесные арки) и багажник увеличенного объема. Кроме того, у ВАЗ-2130 появился дополнительный топливный бак, заимствованный у ВАЗ-2108, а его горловина была также выведена в стандартный заправочный лючок. С увеличением базы автомобиль стал заметно управляемее и избавился от галопирования в большей части резонансных частот
Автомобили первых выпусков имели двигатель и оформление задка как у ВАЗ-2121, позднее же, по мере освоения производства «Нивы» ВАЗ-21213, оформление задней части кузова ВАЗ-2129 и ВАЗ-2130 стало унифицироваться с ней. Двигатель также стали применять от модернизированной «Нивы». Примерно в 1996 году трехдверные «Кедры» были сняты с производства ввиду падения их сбыта - появившаяся пятидверная «Нива» пользовалась куда большим спросом у потребителей.
Кроме того, следует упомянуть модификацию «ВАЗ-2129-01 «Утилитер», который отличался от базовой модели отсутствием заднего сидения, перегородкой за передним рядом сидений и зарешечеными изнутри задними и средними боковыми окнами. Автомобиль изготавливался штучно ОПП ВАЗа по заказам. Особого спроса модель не имела.

Назад